Открылась новая постоянная экспозиция «Мейерхольд. Рождение спектакля» в Музее-квартире В.Мейерхольда в Москве.


В Музее-квартире В.Э.Мейерхольда — филиале Театрального музея им. А.А.Бахрушина открылась новая экспозиция «Мейерхольд. Рождение спектакля» (куратор — Наталья Макерова, автор дизайна экспозиции, художник-сценограф Марина Климова).

Это одно их важных событий в череде посвящений 140-летию со дня рождения Мастера. Так, 10 февраля в день рождения Мейерхольда в Санкт-Петербурге в доме на Бородинской улице, где с 1914 по 1917 год находилась Студия Мейерхольда, была открыта мемориальная доска; одному из самолетов «Аэрофлота» присвоено имя «В.Мейерхольд»; в мае состоятся торжества в Пензе — на родине Мастера. Обо всем этом сказала заведующая музеем-квартирой Наталья Макерова, приветствуя собравшихся на вернисаже. Но для москвичей все, что связано с именем Мейерхольда, происходит прежде всего здесь, в доме №12, в квартире №11 по Брюсову переулку, где с 1928 по 1939 год жил Мейерхольд с семьей.

«Больше всего мне нравится то, что экспозиция музея-квартиры теперь посвящена именно теме рождения спектакля, — сказал на вернисаже генеральный директор ГЦТМ им. А.А.Бахрушина Дмитрий Родионов. — Это точный контрапункт безумствам сегодняшнего дня. Ведь главное дело Мастера заключалась в том, что своим активным творчеством он объединял людей. В том, как сегодня по-новому выглядят комнаты мемориальной квартиры, конечно же, чувствуется талантливая рука художника. Они наполнены новыми смыслами, и это — заслуга Натальи Федоровны Макеровой. Все подчинено главному — попытке проследить создание спектакля от замысла до его воплощения. Это производит сильное впечатление, и нам еще предстоит неспешное и интимное знакомство с тем, что мы здесь видим, как говорится, тет-а-тет. Конечно же, было множество подводных камней, но все удалось преодолеть, и мне хочется всех поздравить с сегодняшним событием», — заключил Дмитрий Родионов.

По-новому выглядят теперь и знаменитая Желтая гостиная, и детские комнаты Татьяны и Константина Есениных. В розовой, Таниной, прежде всего обращают на себя внимание макет сцены маскарада (реконструкция М.Климовой) к спектаклю Мейерхольда — Головина по драме М.Лермонтова «Маскарад» и реконструкция костюма Карлика по эскизу А.Головина, созданная художником Сергеем Якуниным. Как известно, Мейерхольд и Михаил Чехов не только дружили, но и были соседями по дому. Художник Сергей Якунин специально к открытию новой экспозиции создал скульптурную группу «Мейерхольд и Михаил Чехов» — это его подарок музею-квартире к юбилею Мастера.

В Голубой комнате среди эскизов декораций к мейерхольдовским постановкам бросается в глаза, придуманная Мариной Климовой, игровая «гофманианская» конструкция «Маска», с вмонтированным в нее монитором, где демонстрируются уникальные документальные кадры из спектаклей Мейерхольда. Особый аромат театра эпохи модерна передают изящные театральные безделушки, размещенные в витринке. В музее-квартире теперь появилось не только профессиональное музейное, но и сценическое освещение, его партитуру налаживал художник по свету фирмы Trinova Николай Воробьев.

«Это означает, что теперь мы можем и достойно подавать экспонаты, и играть здесь полноценные спектакли, — отметила Наталья Макерова. Новая экспозиция — попытка приоткрыть творческую лабораторию Мастера, проследить путь от зарождения режиссерского замысла с первых набросков, рисунков, планов мизансцен, к воплощению в спектакле. Сохраненный чудом и самоотверженностью нескольких поколений сотрудников Бахрушинского музея фонд ГосТИМа, богатейшие коллекции декорационного, мемориально-вещевого, афишного и фотофондов, где представлены материалы к дореволюционным постановкам Мейерхольда, позволяют нам во всей полноте представить его творчество. В новой экспозиции также используются современные мультимедийные технологии».

На открытии экспозиции в Музее-квартире В.Э.Мейерхольда сыграли премьеру спектакля «Старуха» по повести Даниила Хармса, автор инсценировки — актер и исполнитель роли Хармса Андрей Кочетков. И хотя главный обэриут никогда не был в числе авторов ГосТИМа, его литература существовала в той же системе координат, что и театр Мастера: карнавал, шутовство, маски, фарс, пародия, гротеск, сатира — их отличительные черты.

На сцене музея-квартиры — громадный дорожный сундук, постепенно превращающийся в домик, комнатку, жилище. Звучит музыка Сергея Прокофьева. Два героя — один в белом чесучовом костюме, с короткими брюками, какие носили в 30-е годы, другой — в домашнем черном банном халате. Речь заходит о часах без стрелок. Жутковатые диалоги: «Дети гадость. — А что хуже — дети или покойники? — Конечно, дети, покойники не врываются в нашу жизнь. — Врываются…» В тексте Д.Хармса весь ужас той действительности, в которой существовали и он, и Мейерхольд, и которая погубит обоих.

Кроме Андрея Кочеткова в спектакле заняты Никита Быченков и Татьяна Буряшина, сундук-дом — рукотворное создание Сергея Якунина.

Выставка открыта для посещения с 4 апреля по 31 декабря.

Министерство культуры Российской Федерации