Обновленная экспозиция «Ювелирное искусство VI–XVII веков в собрании Новгородского музея» открылась в отреставрированных залах Грановитой палаты Новгородского кремля.

Экспозиция ювелирного искусства Новгородского музея-заповедника вернулась в отреставрированные залы Грановитой палаты Новгородского кремля.

22 марта 2014 года во Владычной (Грановитой) палате открылась обновленная экспозиция «Ювелирное искусство VI–XVII веков в собрании Новгородского музея». Экспозиция располагается на втором этаже здания в Готическом зале и Крестовой палате. Примечательно, что столь значительное событие происходит в Год культуры.

Владычная (Грановитая) палата — единственная сохранившаяся до наших дней постройка архитектурного комплекса Владычного двора, сооруженного, согласно летописи, по инициативе новгородского архиепископа Евфимия II в 1430–1440-е годы. Палата — уникальный в истории древнерусской архитектуры памятник, выполненный в стиле западноевропейской готики. Палата — единственная в России немецкая готическая постройка гражданского назначения, где проходили все важнейшие события: приемы послов, заседания новгородского «парламента» (Совета Господ) и Владычного суда, торжественные пиры.

С 2006 по 2012 год памятник был закрыт на реставрацию. В сентябре 2012 года Владычная палата была открыта для посещения как архитектурный памятник.

Концепция музеефикации памятника основывается на том, что главным источником исторической и художественной информации является сама палата — выявленные первоначальные архитектурные формы и фрагменты древней росписи.

Важнейший объект показа — так называемая келья архиепископа Иоанна, украшенная фресками XV века и росписью начала XIX века. Три помещения палаты предполагается использовать для размещения выставок.

Собрание декоративно-прикладного искусства Новгородского музея является одним из самых значительных в России и охватывает период с V по XIX столетия. Его основу составляют сокровища соборных и монастырских ризниц Великого Новгорода, одного из крупнейших центров среброделия Древней Руси. Именно здесь удалось сберечь драгоценные святыни и сохранить непрерывность художественных традиций.

Экспозиция «Ювелирное искусство V–XVII веков» располагается в одностолпном зале с готическими сводами и в Крестовой палате на втором этаже палаты. Большую часть экспонатов составляют предметы драгоценной богослужебной утвари из ризниц новгородских храмов и монастырей.

В Готическом зале наглядно демонстрируются разные этапы развития золотого и серебряного дела. Это памятники ювелирного искусства, мелкой пластики константинопольских, русских и западно-европейских мастеров. Среди них — высокие образцы ХI–XII веков, золотого века новгородской торевтики, связанные с культурой византийского императорского дома, княжеского и владычного двора. Изделия ювелиров, резчиков по кости, камню, дереву периода монголо-татарского нашествия XIII–XIV веков представлены немногими из сохранившихся предметов личного благочестия, знакомящими с местными особенностями миниатюрной пластики. Образцы уникальной храмовой утвари XIV–ХV веков раскрывают смысл православного богослужения. Особого внимания заслуживает всемирно известный Софийский панагиар, исполненный новгородским ювелиром Иваном в 1435 году В экспозиции представлены также памятники, свидетельствующие об иноземных контактах средневекового Новгорода со странами византийского ареала и Западной Европы.

В Крестовой палате экспонируются произведения церемониального культового и светского искусства, позволяющие проследить тенденции в развитии золотого и серебряного дела Новгорода ХVI–ХVII веков.

Особый интерес вызывают изделия первой половины XVI века с широким применением изящной скани, литых утонченных рельефов, драгоценных камней — кабошонов. В экспозиции представлены искусно выполненные серебряные и золотые оклады напрестольных и наперсных крестов, наперсных икон из Софийского собора, Евангелия из Юрьева монастыря.

Предметы личного благочестия новгородских архиереев XV–XVI веков, атрибуты богослужения, происходящие из ризницы Софийского собора, заслуживают самой высокой оценки.

Церковные древности XVII века, поступившие из храмов и монастырей Новгорода, составляют наиболее многочисленную группу памятников, некогда наполнявших новгородские храмы.
Интересны и важны работы эмальеров ХVII века. Изделия ювелирной школы Новгорода в целом отличает богатый орнаментальный язык, устойчивые сочетания оттенков эмали, наличие вкладных пространных надписей вязью.

Экспозицию ювелирного искусства предполагается завершить в бывшем Иоанновском корпусе XIX века, примыкающем к Владычной палате, где в трех залах второго этажа будет представлено русское и западноевропейское ювелирное искусство конца XVII — начала XX века.

Министерство культуры Российской Федерации