На выставке итальянских мастеров из Академии Каррары (г. Бергамо) в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина (ГМИИ) впервые представлены всемирно известные работы Джованни Беллини — до сих пор попытки привезти эти картины в Россию были безуспешными.
В экспозиции — 58 полотен мастеров эпохи Возрождения, в том числе знаменитого Сандро Боттичелли; Пьетро Перуджино — учителя Рафаэля; Лоренцо Лотто; Джованни Беллини — учителя Тициана; Бартоломео Виварини и Винченцо Фоппы.
«Выставка картин великих живописцев Ренессанса проходит в рамках официальной программы «перекрестного» Года туризма России и Италии, — говорит заместитель Министра культуры РФ Елена Миловзорова. — Это совершенно уникальная коллекция, многие экспонаты российские ценители живописи увидят впервые».
Жемчужиной выставки, по мнению кураторов, является портрет герцога Лионелло д’Эсте работы Антонио Пизанелло. В мире сохранилось не более десяти живописных работ этого художника. В российских собраниях нет ни одной картины великого итальянца. Поэтому главный акцент выставки сделан на полотна Джованни Беллини, изображающие Мадонну с Младенцем.
«Мадонна как бы излучает золотое сияние. Это не просто свет, который падает на ее плащ, — говорит куратор выставки Виктория Маркова. — Скорее, это божественный свет, который излучает она сама».
В рамках официального мероприятия «перекрестного» Года туризма Италии и России Академия Каррары впервые рассталась сразу с тремя творениями Сандро Боттичелли — «Историей из жизни святой Виргинии», «Благословляющим Спасителем» и «Портретом Джулиано де Медичи». В экспозиции — «Мистическое обручение святой Екатерины» Лоренцо Лотто 1523 года. У этой картины не хватает одного фрагмента: иерусалимский пейзаж был утрачен в XVI веке во время войн между Италией и Францией.
Хронологически выставка охватывает XV и XVI век. Наиболее полно в экспозиции представлена живопись Северной Италии, переживавшая в эпоху Возрождения бурный расцвет. Посетители выставки смогут проследить эволюцию от традиционных готических форм к новым пространственным построениям Ренессанса, когда постепенно складывался тип станковой картины, предназначенной не для церкви, а для интерьера частного дома, и возникали новые формы светского искусства, менялась техника живописи и критерии ее оценки.
По словам экспертов, эта выставка — важнейший итальянский проект со времен прогремевшей в 2005 году выставки «Россия — Италия. Сквозь века. От Джотто до Малевича».
Для справки:
Академия Каррары — знаменитая академия искусств и картинная галерея, расположенные в итальянском городе Бергамо и названные по имени основателя — графа Джакомо Каррары. Академия была открыта в 1793 году. В ее фондах — прекрасная коллекция живописи (всего — 1 300 полотен), где наравне с венецианской и бергамской школой представлены произведения художников со всей Италии