Вернуться к Культурное наследие семьи Рерихов

Рерих Святослав Николаевич

Рерих Святослав Николаевич (1904 – 1993)

«В картинах Святослава замечаем именно гармоническую напряженность всех частей картины. Великое качество произведений, если в него не вкралось безразличие. <…> Прекрасно, если дан в жизни этот высокий дар, которым все темное, все бедственное превращается в радость духа. И как радостно мы должны приветствовать тех, кто волею судеб могут вносить в жизнь прекрасное!»
Н.К. Рерих

Святослав Николаевич Рерих родился 23 октября 1904 года в Петербурге, с которым были связаны первые двенадцать лет его жизни. Уже в раннем детстве мальчик проявлял интерес к естественным наукам, который гармонично переплетался с природными художественными способностями.
«Я очень интересовался орнитологией, зоологией, – вспоминал Святослав Николаевич. – Елена Ивановна собирала мне все нужные книги, которые только могла найти. Она покупала нам чучела птиц, собирала для нас коллекции насекомых, жуков. Кроме того, меня привлекали красивые камни, минералогия. Она тоже собирала для меня всевозможные уральские и другие камни. <…> Таким образом, наш маленький мир тогда был насыщен замечательными впечатлениями». Святослав рано начал рисовать и заниматься лепкой, посещал уроки Школы Общества Поощрения Художеств, готовил декорации к домашним постановкам и даже помогал отцу в работах над театральными эскизами. В 1913 году он поступает в гимназию Карла Мая в Петербурге, где учится до 1916 года.
С 1919 года Святослав Рерих обучается в Лондоне, в Королевской академии искусств, где изучает архитектуру, а через год продолжает архитектурное образование в США, сначала в школе Колумбийского, а затем Гарвардского университетов, одновременно посещая скульптурное отделение университета Массачусетса.
В Америке Святослав Рерих принимал самое активное участие в работе всех культурно-просветительских организаций, созданных Николаем Константиновичем и Еленой Ивановной Рерихами. В 19 лет он возглавил Международный художественный центр «Corona Mundi», а впоследствии стал вице-президентом Музея Николая Рериха в Нью-Йорке.
В 1923 году Святослав Николаевич Рерих впервые посещает Индию. Здесь он знакомится с наиболее знаменитыми архитектурными шедеврами индийской культуры, с древним и современным искусством этой страны. В Индии он положил начало своей уникальной коллекции произведений восточного искусства, которая, к сожалению, была почти полностью утрачена после его смерти.

С.Н. Рерих. Наггар. 1937

С.Н. Рерих. Наггар. 1937

В 1924 году С.Н. Рерих возвращается в США и принимает участие в работе по руководству культурно-просветительскими учреждениями, связанными с именем Н.К. Рериха. Именно благодаря Святославу Николаевичу родители и старший брат, находившиеся на маршруте сложнейшей Центрально-Азиатской экспедиции, поддерживали контакты с «внешним миром». Это открывало возможности для их плодотворной научной и исследовательской деятельности. Одновременно С.Н. Рерих продолжает совершенствоваться в живописи, много работает. В 1925 году ему присуждают высшую награду на выставке в Филадельфии, где экспонировалось около ста его произведений. Последующие достижения молодого художника становятся уверенными шагами на пути к мастерству и совершенству.
Свой путь художника С.Н. Рерих начал как портретист и достиг в этом жанре высочайшего мастерства. Одной из отличительных особенностей его творчества было стремление глубоко ощутить характер того человека, чей портрет он писал. Святослав Николаевич отмечал: «Мы должны всегда помнить, что удавшийся портрет – это больше, чем простое сходство». Вышедшие из-под его кисти полотна – изящны, лаконичны, в них удивительно точно передан духовно-эмоциональный образ человека. Именно поэтому запечатленные на них облики людей выглядят такими живыми и притягательными. Только портретов своего отца он написал около 30, один из них был приобретен Люксембургским музеем в Париже. В ту пору С.Н. Рериху было всего 35 лет. Галерея созданных Святославом Николаевичем портретов огромна, среди них особенно выделяются бесценные облики его родителей.

С.Н. Рерих. Портрет Н.К. Рериха. 1934

С.Н. Рерих. Портрет Н.К. Рериха. 1934

Многое в произведениях художника свидетельствует о влиянии на него творчества отца. Как отмечал сам С.Н. Рерих: «…Истоки моего искусства неразделимо связаны с Н[иколаем] К[онстантиновичем]». В то же время, продолжая в живописи традиции своего великого отца, Святослав Николаевич пошел своим собственным путем. В его работах нет ни тени подражания. У каждого из художников, отца и сына, свой стиль и своя уникальная техника исполнения.
Даже при кратком знакомстве с картинами Рериха чувствуется огромный творческий диапазон художника: помимо портретной, он обращается к пейзажной, эпической, жанровой и символической живописи и во всем проявляет себя как виртуозный мастер и вдохновенный экспериментатор.
С 1931 года, постоянно проживая в Индии, Святослав Николаевич принимает активное участие в ее общественной и культурной жизни. Он очень любил эту страну, которая стала для него второй родиной. Уникальную красоту, разнообразие культурных традиций и утонченность духовных достижений Индии Святослав Николаевич Рерих воспел во многих своих замечательных полотнах. Поэтому честь называть С.Н. Рериха своей национальной гордостью принадлежит не только России, но и Индии.

С.Н. Рерих. Вестник. Эскиз. 1958

С.Н. Рерих. Вестник. Эскиз. 1958

С.Н. Рерих в верховьях долины Кулу

С.Н. Рерих в верховьях
долины Кулу

После 1947 года С.Н. Рерих проводит большую работу, связанную с подписанием Пакта Рериха индийским правительством. «Я рад отметить, что Правительство Индии с симпатией относится к тем целям, которые мы имеем в виду, и одобряет Пакт Рериха <…> Я очень хочу сейчас, чтобы именно эта страна и именно в это время могла стать активным борцом за культурные принципы, содержащиеся в этом Пакте <…>», – писал С.Н. Рерих одному из лидеров Индии Х. Кабиру. Благодаря усилиям С.Н. Рериха в августе 1948 года Индия присоединилась к этому документу. В течение последующих лет С.Н. Рерих активно участвовал в работе по сохранению и защите от разрушения памятников древнеиндийской культуры, организовывал комитеты и добивался у правительств индийских штатов конкретных шагов в этом направлении.
В июле 1941 года, после нападения Германии на Советский Союз, Святослав Николаевич телеграфирует послу СССР в Лондоне И.М. Майскому о своем решении вступить в ряды Красной Армии, но получает отказ. Тем не менее, в годы Второй мировой Святослав Николаевич передавал средства от продажи картин и выставок в пользу Красного Креста СССР.

Святослав Николаевич принимал самое деятельное участие в работе Института Гималайских исследований «Урусвати». Возглавляя работу естественно-научного отдела, он проводит уникальные изыскания в различных областях естественно-научного знания. Этому способствовал редкостный дар духовного синтеза, которым он обладал. В основе естественно-научных интересов С.Н. Рериха лежало глубоко философское понимание природы как единого целого, неразрывно связанного с важнейшими космическими закономерностями. Круг его научных интересов поражает: орнитология, ботаника, минералогия, тибетская фармакопея, химия и ее алхимические истоки, астрология, сравнительные религиоведение и философия, искусствознание, культурология. Такая многообразная деятельность Рериха-ученого говорит о его несомненной принадлежности к плеяде крупных натуралистов.

С.Н.Рерих. «Искусство и жизнь». Издание МЦР, 2004

С.Н.Рерих. «Искусство и жизнь». Издание МЦР, 2004

 

Все художественное и литературное творчество С.Н. Рериха, его научная, педагогическая и общественная деятельность неразрывно связаны с идеями Живой Этики. Сказать, что Святослав Николаевич был только ее последователем – значит сказать очень мало. Он был не только последователем этой философской системы, но и глубоким мыслителем, который сумел развить важнейшие ее положения и идеи.
Великой роли искусства в создании более совершенного, возвышенного и добродетельного человека посвящено немало философских размышлений Святослава Николаевича. Эти размышления находят свое отражение не только на страницах его очерков и дневников, но и в пространстве всего изобразительного творчества художника.
«<…> истина в Красоте, – сказано в одной из книг Живой Этики. – Космос утверждает на этой формуле эволюцию. Космос направляет мир к овладению Красотою». Красота, ее суть, ее роль в эволюционном развитии человечества и связанные с этим энергетические процессы составляли основу философских взглядов С.Н. Рериха. Его как художника и мыслителя привлекала в первую очередь тайна Красоты рукотворной. «Великие произведения являются кладовыми громадных энергий, которые могут активизировать и изменить миллионы зрителей, повлиять на бесчисленные поколения через весть красоты, излучающуюся из них. <…> Невыразимая аура славы излучается великим произведением, – рассказывал Святослав Николаевич. – Это эманация скрытых вибраций, которые закреплены в структуре великого произведения искусства. Волшебство чувств, мыслей и сильных желаний великих мастеров пленено в произведении, излучается на зрителя и пробуждает в нас сходные ответные чувства помимо чисто энергетического и духовного понимания того, о чем говорится. Мы отзываемся на более совершенные сочетания и называем их прекрасными. <…> Такова необыкновенная власть искусства, скрытая сила, всегда присутствующая и активная в великом произведении».
Святослав Николаевич был убежден, что Красота не может быть создана без высшего идеала. Разрушение этого идеала – духовного или эстетического – приводит к обезображиванию жизни, к гибели ее эволюционного стержня.
Всю жизнь интересовавшийся проблемами воспитания более совершенного человека, художник принимал деятельное участие в работе детской школы в Бангалоре (Индия), созданной в 1962 году на основе идей индийского философа Ауробиндо Гхоша. Сюда принимались дети с трехлетнего возраста. Педагогическая концепция этой школы строилась на нравственно-этическом воспитании детей по специально разработанной методике. Малышей уже с ранних лет знакомили с идеями крупных философов, в том числе Е.И. Рерих и Н.К. Рериха, большое внимание уделялось художественному воспитанию. Этому же способствовали ежегодные конкурсы детского рисунка.
Святослав Николаевич отмечал: «В своей педагогической работе в Бангалоре мы именно и стараемся с самого начала вести новое поколение по тропам восхождения, даем мысли, идеи больших философов с самых ранних лет. <…> Наше воспитание должно быть таким, чтобы, выйдя за пределы школы, человек был сильным, умел противостоять злу, несовершенству». Начиная с 1977 года С.Н. Рерих оказывал школе финансовую поддержку.

С.Н. Рерих около своей картины «Канченджанга. Тайный час». Москва. 23 октября 1984 г.

С.Н. Рерих около своей картины
«Канченджанга. Тайный час».
Москва. 23 октября 1984 г.

Святослав Николаевич хорошо известен как основатель и почетный президент культурно-просветительского Центра искусств «Читракала Паришад», созданного в Бангалоре в 1972 году и ставшего отделением местного университета.
За выдающиеся достижения в области культуры, а также за вклад в дело мира С.Н. Рерих был удостоен правительственных наград различных стран, среди которых высший гражданский орден Индии «Падма-Бхушан», советский орден «Дружба народов», орден «Мадарский конник», учрежденный Государственным Советом Болгарии. Святослав Николаевич Рерих являлся лауреатом Международной премии Дж. Неру, кавалером болгарского ордена Кирилла и Мефодия, почетным членом Академии художеств СССР, почетным доктором Великотырнского университета в Болгарии, академиком Академии изящных искусств Индии. Однако самой выдающейся наградой в своей жизни Святослав Николаевич считал награду, учрежденную Музеем Николая Рериха в Нью-Йорке, потому что диплом к ней был подписан Николаем Константиновичем Рерихом.

Министр культуры СССР Е.А. Фурцева открывает выставку
С.Н. Рериха в ГМИИ имени А.С. Пушкина. 11 мая 1960 г.

Ю.Н. Рерих, Л.М. и И.М. Богдановы на открытии выставки картин С.Н. Рериха в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. 11 мая 1960 года

Ю.Н. Рерих, Л.М. и И.М. Богдановы на открытии выставки картин С.Н. Рериха в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. 11 мая 1960 года

Первая выставка картин С.Н. Рериха на Родине открылась 11 мая 1960 года в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, а спустя месяц картины художника увидели посетители ленинградского Эрмитажа. Начиная с 1970-х годов выставки его живописи регулярно проходили по городам Советского Союза.

Святослав Николаевич Рерих беседует с посетителями выставки
в Государственной Третьяковской галерее. Москва, ноябрь, 1974

Выставка произведений Н.К. и С.Н. Рерихов в СССР. Эрмитаж. 1975

Выступление Святослава Николаевича Рериха на открытии персональной выставки в Государственном Эрмитаже. Ленинград, январь 1975

Выступление Святослава Николаевича Рериха на открытии персональной
выставки в Государственном Эрмитаже. Ленинград, январь 1975

Летом 1989 года в Москву из Индии привезли письмо известного художника и общественного деятеля Святослава Николаевича Рериха, опубликованное вскоре в газете «Советская культура» под названием «Медлить нельзя!». В этой статье Святослав Николаевич предлагал создать в столице общественный центр­-музей имени Николая Константиновича Рериха.

Письмо С.Н.Рериха «Медлить нельзя!», опубликованное
в газете «Советская Россия» от 29 июля 1989 г.

 2 октября 1989 года в Москве по инициативе С.Н.Рериха и при участии Р.М.Горбачевой создается Советский Фонд Рерихов (СФР). Участвует в заседании Правления СФР, на котором было решено при СФР организовать общественный культурно-просветительский и научный Центр-Музей им. Н.К.Рериха. Заочно избирается почетным председателем СФР. На пост директора музея С.Н. Рерих выдвигает кандидатуру Л.В.Шапошниковой, ученого, индолога, писателя. Заявляет о своем намерении передать СФР картины и архивы своих родителей и брата.

Слева направо: Д.Р.Рерих, Р.М. и М.С. Горбачевы, С.Н.Рерих. Кремль. 1987

4 ноября 1989 по приглашению Правительства СССР С.Н. и Д.Р. Рерихи приезжают в Москву для решения проблем становления СФР и для выбора здания и останавливаются в закрытом правительственном особняке на ул. Косыгина. Совет Министров СССР издает Постановление № 950 от 4 ноября 1989 г. «О Советском Фонде Рерихов и Центре-Музее имени Н.К.Рериха».

В марте 1990 года, выполняя волю своих родителей, С.Н.Рерих передал СФР бесценное наследие свой семьи  – картины, предметы изобразительного и прикладного искусства, архив, библиотеку, личные вещи. В 1991 году, по инициативе С.Н.Рериха, в связи с распадом СССР, на базе наследия, ранее переданного Советскому Фонду Рерихов, был создан Международный Центр Рерихов, которому Святослав Николаевич своей доверенностью от 27 апреля 1992 года, а в дальнейшем своим распоряжением от 22 октября 1992 года  передал это наследие. Именно оно составило основу постоянной экспозиции общественного Музея имени Н.К. Рериха МЦР, деятельность которого строилась на принципах, заложенных Святославом Николаевичем. По окончательному выбору С.Н.Рериха музей разместился в центре Москвы, в усадьбе Лопухиных.

Усадьба Лопухиных. 2017

С  28.04 2017 года работа общественного Музея имени Н.К. Рериха остановлена в связи с изъятием и передачей наследия Рерихов в Музей Востока и расторжениям аренды в усадьбе Лопухиных, где размещался музей. Основная часть наследия Рерихов, переданная С.Н.Рерихом, в настоящее время размещена  в , где развернута выставка «Музей Рерихов на ВДНХ. Ковчег будущего». С.Н. Рерих ушел из жизни 30 января 1993 года.

Можно помнить его слова, ставшие девизом для многих.

«Мы должны стремиться внедрять красоту и гармонию во все наши действия. Когда наши мысли будут совершенно уравновешены, тогда наше физическое поведение и действия будут идеально сгармонизированы. А когда наше духовное состояние и физическое поведение безупречно сгармонизированы, тогда ВЫСШИЕ ВИБРАЦИИ должны проявляться через нас».

«Стремление к ПРЕКРАСНОМУ должно стать обычным каждодневным отношением к жизни. И в этом стремлении мы обретём ВЫСШЕЕ ЗАВЕРШЕНИЕ».

«Понесем весть о красоте в каждое сердце, в каждый дом.
Пусть стремление к прекрасному будет нашей повседневной молитвой…
Поиски красоты это то, что сблизит людей и спасет мир.
Нужно в трудные моменты жизни мыслить о красоте». С.Н.Рерих

 


«Будем всегда стремиться к ПРЕКРАСНОМУ»