Понятие «культурное наследие» и основные теоретические подходы к его изучению
Медведева Н.В., Стоналова А.С.
Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Медведева Н.В., Стоналова А.С.
Статья посвящена рассмотрению сущности понятия «культурное наследие». В работе раскрываются основные теоретические подходы к его изучению, выделяются отличительные признаки культурного наследия, приводится классификация объектов культурного наследия. Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта No16-33-01106
Российский государственный социальный университет, Москва.
Культурное наследие является важнейшим основанием для развития интеллектуально-духовной, нравственной и творческой личности, а также для национального самоуважения. Оно пронизывает буквально все стороны жизни и деятельности человека. Под культурным наследием приято понимать материальную и нематериальную часть культуры, созданную прошедшими поколениями и воспринимаемую как нечто ценное и почитаемое.
Культурное наследие обладает двумя важными аспектами. Первый — это творческий аспект — живая культура — народное творчество и промыслы, непрерывно развивающиеся и обновляющиеся. Второй аспект культурного наследия касается его исторической ценности — памятники архитектуры и истории, музейные экспонаты, напоминающие о прошлом. Эти объекты дают людям почувствовать непрерывность своей идентичности. История обладает уникальным свойством насыщать настоящее смысловым содержанием. Помогает понять, как мы стали такими, какие мы есть и что для нас важно.
Архитектурные памятники, музейные экспонаты и великие произведения искусства прошлого привлекают туристов и являются частью нынешней культурной экономики. Они играют исключительно важную роль в образовательной миссии страны. Школьники, изучая объекты культурного наследия, не только знакомятся с прошлым нашей страны, но также усваивают уроки на будущее. Затраты на сохранение культурного наследия должны восприниматься как капиталовложение в осознание гражданами своей национальной принадлежности, гордости за свою страну.
Сам термин «культурное наследие» появился относительно недавно. Впервые детальное обоснование понятия появилось в Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО 1972 года. В Конвенции в состав «культурного наследия» входят достопримечательные места, ансамбли и памятники, которые имеют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства, эстетики, этнологии, антропологии или науки.
Сущность термина «культурное наследие» многие российские исследователи отождествляют термину «культурные ценности». Так Е.В. Медведев в статье «Культурные ценности как предмет государственно-правового регулирования» культурные ценности определяет как «особо охраняемые правом вещи или результаты интеллектуального труда, являющиеся уникальными произведениями творчества человека определенной исторической эпохи, отображающие его выдающиеся достижения в какой-либо сфере жизнедеятельности, и имеющие общенациональное или общечеловеческое культурное значение» (Медведев Е.В., 2004, С.128-139). Рыбак К.Е. в своей работе «Музей в нормативной системе (историко-культурологический анализ)» видит культурное наследие как совокупность материальных и духовных объектов. «Культурное наследие — пишет он — это совокупность объектов материальной культуры и совместных творений человека и природы, вне зависимости от места их нахождения, а также объектов духовной культуры, значимых для сохранения и развития локальных культур, имеющих универсальную ценность для культуры (искусства, науки) и содействующих толерантности культурного разнообразия и творчеству человека» (Рыбак, 2006, С.3).
Целый ряд ученых рассматривал вышеуказанные понятия с философской и культурологической точек зрения. А.П. Сергеева в частности отмечает: «Культурными ценностями являются особо охраняемые правом уникальные вещественные результаты человеческой деятельности, которые, будучи продуктом всеобщего труда, имеют важное историческое, научное, художественное или иное культурное значение для общества, т. е. служат связующим звеном между различными поколениями людей, носят конкретно-исторический характер и выступают как фактор формирования необходимого обществу типа личности» (Сергеев А.П., 1990).
В работе А.А. Копсергеновой культурное наследие выступает как совокупность всех культурных достижений общества, его исторический опыт, сохраненный в арсенале социальной памяти. «Сущность культурного наследия составляют те ценности, которые созданы предыдущими поколениями, представляют исключительную важность для сохранения культурного генофонда и способствуют дальнейшему культурному прогрессу» (Копсергенова А.А., 2008).
В рамках системного подхода культурное наследие рассматривалось как «Социокультурная система ценностей, сохраняющая социокультурный опыт на основе особенностей коллективной памяти» (А.А. Мазенкова, 2009, с.12). При этом культурное наследие является информационной подсистемой культуры, основанной на опыте предшествующих поколений.
Однако некоторые ученые полагают, что культурное наследие занимает промежуточное положение между культурными ценностями и объектами культурного наследия. «Отличие культурного наследия от культурных ценностей заключается в том, что культурное наследие всегда обладает свойством старины. Соотношение данных понятий можно представить следующим образом: не всякая культурная ценность может относиться к культурному наследию, однако все, что относится к культурному наследию, -есть культурная ценность» (Панфилов А.Н., 2011).
К отличительным признакам культурного наследия А.Н. Панфилов относит:
1. антропогенность (культурная ценность является результатом творческой деятельности человека);
2. обладание определенной, как правило, большой культурной значимостью (исторической, художественной, научной и др.) для общества;
3. аутентичность (при отсутствии подлинности предмет или объект теряет свою значимость).
Культурные ценности как объекты культурного наследия в силу их разнообразия могут классифицироваться в зависимости от цели по различным основаниям:
— связи с землей (движимые, недвижимые),
— оборотоспособности,
— материалу,
— времени и месту создания,
— режиму охраны,
— уникальности и др.
По мнению И.Г. Бойко к главным (определяющим) признакам объектов культурного наследия, отличающим их от остальных культурных ценностей, следует относить «недвижимость» и «регистрацию в реестре» (Бойко И.Г., 2014).
Медведев Е.В., для определения объекта «культурной ценности» выделяет следующие признаки: «их обусловленность человеческой деятельностью или тесная связь с ней; уникальность; всеобщность; особую значимость для общества; возраст; имущественный характер».
Наиболее полно объекты культурного наследия классифицировал Т.Б. Сабитов. Он выделил «памятники истории, археологии, градостроительства и архитектуры, памятники искусства, документальные памятники и иные памятники истории и культуры. Также логично разделил культурные ценности на движимые и недвижимые. По степени значимости подразделил на ценности мирового, национального и местного значения.
Памятники истории и культуры, особенно недвижимые, наряду с наличием исторической и культурной ценности предполагают возможность их использования в различных целях. Исходя из их назначения выделяют следующие памятники истории и культуры:
— памятники, которые могут быть использованы только в культурно-просветительских и учебно-воспитательных целях и задачах науки;
— памятники, которые могут быть использованы только музеями, культурно-просветительскими и учебно-воспитательными организациями, обеспечивающими оптимальный уровень сохранности;
— памятники, которые сохранили свое функциональное назначение и могут быть использованы;
— памятники, которые утратили функциональное и историческое значение, понесли невосполнимые утраты (Сабитов Т.Р., 2000, с.2-9).
Академик Д. С. Лихачев обращает внимание на информационно-временную составляющую в качестве базового компонента наследия. В «Декларации прав культуры» он выделяет следующие компоненты культурного наследия: «язык, идеалы, традиции, обычаи, обряды, праздники, памятные даты, фольклор, народные промыслы и ремесла; произведения искусства, музейные, архивные и библиотечные фонды, коллекции, книги, рукописи, письма, личные архивы; памятники археологии, архитектуры, науки и искусства, памятные знаки, сооружения, ансамбли, достопримечательные места и другие свидетельства исторического прошлого; уникальные ландшафтные зоны и местности археологического, исторического и научного значения, совместные творения человека и природы, современные сооружения, представляющие особую ценность с точки зрения истории, искусства или науки, а также другие предметы и явления, обладающие историко-культурной ценностью» (Лихачев Д. С.).
Среди объектов культурного наследия можно выделить следующие типы (Калита С.П.):
1. Сооружения — творения архитектурного и инженерного искусства вместе с естественными элементами или созданными человеком, которые сохранили свидетельства об исторических событиях;
2. Комплексы (ансамбли) — совокупность сооружений разного назначения, отличающихся своей архитектурой;
3. Выдающиеся места — определенные ландшафты, сохранившие археологическую, эстетичную, этнографическую, историческую, художественную, научную или художественную ценность.
Согласно ФЗ «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации» от 2002 г. к основным же видам объектов культурного наследия относятся:
— Памятники — исторические здания и сооружения со сложившимися территориями, а также объекты науки и техники;
— Ансамбли — группы памятников четко локализуемые на исторически сложившихся территориях, а также произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства;
— Достопримечательные места — памятники созданные человека, или совместные творения человека и природы связанные с историей формирования народов на территории России, историческими событиями.
Таким образом, «культурное наследие» — многогранное понятие, и при всей вариативности существующих дефиниций до сих пор в полной мере не однозначно. При общей теоретической разработанности его определения и структуры, на практике границы между вышеупомянутыми подходами, объектами и типами остаются не четкими.
Многовековое цивилизационное развитие человечества показало необходимость сохранения и приумножения культурного наследия. Эта одна из важнейших сторон деятельности общества, представляющий собой непрерывный процесс, требующий активности, целеустремленности и управляемости.
Список литературы:
1. Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО 1972г.14с.
2. Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
3. Бойко И.Г. Культурные ценности и объема культурного наследия : проблема унификации понятий // Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) Донского государственного университета, Шахты — 2014г.
4. Калита С. П. Курс лекций «Культурное наследие: сохранение и регенерация».
5. Копсергенова А.А. Культурное наследие: философские аспекты анализа: Дис. канд. философ.наук: 09.00.13. Ставрополь — 2008., 184 с.
6. Лихачев Д. С. «Декларация прав культуры» URL: http://www.lihachev.ru/lihachev/deklaratsiya/123/ (дата обращения 15.04.2015).
7. Мазенкова А.А. Культурное наследие как самоорганизующаяся система: Автореф. дис. канд. философ.наук: 24.00.01. Тюмень — 2009., С. 12.
8. Медведев Е.В. «Культурные ценности как предмет государственно-правового регулирования» // Юридическая научная библиотека издательства «СПАРК» — 2004., С. 128-139.
9. Панфилов А.Н. Культурные ценности и объекты культурного наследия: проблема унификации понятий (часть 1) // Право и политика, №2 — 2011.
10. Рыбак К.Е. «Музей в нормативной системе (Историко-культурный анализ)» Автореф. Дис. Доктора культ. Наук., 24.00.03, Москва — 2006.,С 3.
11. Сабитов Т.Р. Понятие и виды культурных ценностей по российскому законодательству // Южноуральский юридический вестник №3. -2000., С2, с9.
12. Сергеев А.П. Гражданско-правовая охрана культурных ценностей в СССР. Л.: Издательство Ленинградского университета — 1990.
Журнал
Материалы Афанасьевских чтений
2016