Вернуться к Культурное наследие семьи Рерихов

Рерих Елена Ивановна

Рерих Елена Ивановна (1879 – 1955)

Елена Ивановна Рерих родилась 12 февраля 1879 года в Санкт-Петербурге в семье архитектора-академика Ивана Ивановича Шапошникова и его жены Екатерины Васильевны, урожденной Голенищевой-Кутузовой, внучатой племянницы великого фельдмаршала. По линии матери Елена Ивановна приходилась дальней родственницей выдающемуся русскому композитору М.П. Мусоргскому.
С самых ранних лет девочка проявляла незаурядные способности, к семи годам она читала и писала на трех языках: русском, немецком и французском. Уже в юные годы Елена серьезно интересовалась литературой и философией. После окончания Мариинской гимназии и получения музыкального образования ее ожидала блестящая карьера пианистки, но жизнь распорядилась иначе.
Елена Ивановна росла в семье, окружение которой составляли известные музыканты, писатели, художники. Очень рано начала читать книги художественного, исторического и духовно-философского характера; была одарённой личностью, достигла высокого уровня игры на фортепиано, увлечённо занималась рисованием, изучала философию, мифологию и религию.

В 1895 году Елена с золотой медалью окончила Мариинскую женскую гимназию в Санкт-Петербурге. По завершении гимназии поступила в Санкт-Петербургскую музыкальную частную школу, директором которой был профессор игры на фортепиано Иосиф Александрович Боровка — заметная фигура музыкальной жизни Петербурга того времени.

Елена Ивановна Рерих

Елена Ивановна Рерих

Николай Рерих и его жена Елена

Николай Рерих и его жена Елена

В 1899 году в Бологом, в имении своей тети княгини Е.В. Путятиной, Елена Шапошникова впервые встречается с молодым художником и археологом Николаем Константиновичем Рерихом, ставшим для нее не только мужем, но и единомышленником. Молодые люди полюбили друг друга и, несмотря на то, что родственники Елены были против их свадьбы, в 1901 году обвенчались в церкви Императорской Академии художеств на Васильевском острове (Санкт-Петербург).

Елена Ивановна Рерих поддерживала все начинания мужа, вникала во все сферы его культурной деятельности. В 1903 — 1904 годах в поисках истоков национальной истории и культуры Рерихи совершили путешествие по сорока древнерусским городам, во время которого Елена Ивановна фотографировала церкви, памятники архитектуры, их роспись и орнамент. Овладевала мастерством реставратора.

Общность взглядов, духовная близость, глубокие взаимные чувства сделали этот союз необычайно прочным. «Дружно проходили мы всякие препоны, – писал Николай Константинович Рерих о своем браке уже на склоне лет. – И препятствия обращались в возможности. Посвящал я книги мои: «Елене, жене моей, другине, спутнице, вдохновительнице». «Другиня» – это старинное слово очень точно соответствовало духу и характеру Елены Ивановны. Многие картины Н.К. Рериха являются результатом их совместного творчества, по сути «сотворчества», в котором Елена Ивановна была вдохновляющим началом. Как писал Николай Константинович: «Творили вместе, и недаром сказано, что произведения должны бы носить два имени – женское и мужское».
В этом «творили вместе» заключен огромный смысл. Многие полотна художника, запечатлевшие идеи Живой Этики, были созданы по замыслам Елены Ивановны и на основании ее видений.

Н.К. Рерих. Матерь Мира. 1924

Н.К. Рерих. Матерь Мира. 1924

В семье Рерихов было двое детей. В августе 1902 года родился старший сын Юрий, ставший в будущем учёным-востоковедом с мировым именем, а в октябре 1904-го появился на свет младший из Рерихов — Святослав, будущий художник, мыслитель, общественный деятель. Елена Ивановна уделяла большое внимание воспитанию детей — читала им книги, занималась иностранными языками и музыкой. Вместе они посещали лучшие концерты, выставки и театр. Она помогала каждому из сыновей выявить собственные интересы и склонности и создавала наиболее благоприятные условия для их развития. С ранних лет дети росли в атмосфере общения родителей с людьми искусства.
Е.И. Рерих была сердцем, наставником и главным устоем семьи Рерихов. Николай Константинович, Юрий Николаевич и Святослав Николаевич Рерихи необычайно высоко ценили роль Елены Ивановны как светлого гения семьи. В своих воспоминаниях С.Н. Рерих отмечал: «Для нас и для всех, кто близко с ней соприкасались, это духовное общение было как бы живым утверждением высших истин предвечной правды. Ее жизнь горела как живой светильник, утверждая своим примером существование прекрасного мира, осознание которого поведет человечество к новым достижениям, к новым открытиям».

Н.К. Рерих. Ведущая. 1924.

Н.К. Рерих. Ведущая. 1924.

Н.К. Рерих называл Елену Ивановну в своих произведениях «Ведущей». Вместе с тем она была человеком удивительной скромности. Войдя в жизнь знаменитого художника, она всегда держалась в тени. Большинство ее трудов издано под псевдонимами. «… Позвольте мне сойти с пьедестала, водруженного Вашим прекрасным, любящим сердцем <…> Я люблю простоту во всем и всякая напыщенность и торжественность мне органически нетерпимы. Не люблю учить, но только передавать знания», – напишет она в одном из писем своему другу.
Оказавшись отрезанными от Родины революционными событиями 1917 года, Рерихи, жившие с 1916 года в Финляндии из-за состояния здоровья Николая Константиновича, оказались отрезанными от Родины. Их дальнейший путь лежал через Швецию и Лондон, что было связано с предложениями принять участие в выставках, а также в подготовке декораций для оперного театра. Здесь, в Лондоне, в 1920 году Е.И. Рерих начала записывать первые строки Живой Этики – новой философской системы, представляющей собой современную целостную концепцию реального Космоса.

Музей Николая Рериха в Нью-Йорке. 1929 – 1938

Музей Николая Рериха в Нью-Йорке. 1929 – 1938

Осенью 1920 года вместе с мужем и детьми Е.И. Рерих выезжает в Нью-Йорк, где у Николая Константиновича были запланированы выставки по городам США.
В Америке под руководством Н.К. Рериха и при непосредственном участии Е.И. Рерих небольшая группа их сподвижников развернула широкую культурно-просветительскую деятельность. Ее результаты поражают: Музей Николая Рериха, Мастер-Институт Объединенных Искусств, Международный художественный центр «Corona Mundi». Эти учреждения, организованные Н.К. и Е.И. Рерихами, стали крупными культурными центрами, влияние которых распространилось за пределы страны, став международным.

Многочисленные общества, творческие клубы и образовательные учреждения, действующие под эгидой этих организаций во всем мире, объединили под всеобщим куполом Культуры не только творческих людей, но и всех тех, кто стремился к воплощению гуманистических идеалов и усовершенствованию жизни. «Радостно видеть, — пишет Елена Ивановна, — как в дни разрушения светлые души собираются во имя Культуры, стараясь сохранить огонь и дать радость творческого созидания и расширения сознания ищущим выхода из создавшегося умственного тупика, ведущего за собою и материальное бедствие».

Рерихи во время экспедиции по Индии. 1923

Рерихи во время экспедиции по Индии. 1923

2 декабря 1923 года семья Рерихов прибывает в Индию, уже давно привлекавшую их своими богатыми духовными и культурными традициями.
С 1924 по 1928 годы Елена Ивановна принимает участие в уникальной Центрально-Азиатской экспедиции по труднодоступным и малоисследованным районам Центральной Азии, организованной ее мужем. Она была единственной женщиной, которая прошла весь труднейший маршрут. Елена Ивановна разделила с остальными членами экспедиции все тяготы пути и смертельные опасности.

Е.И. и Ю.Н. Рерихи во время Центрально- Азиатской экспедиции. 1927 – 1928

Е.И. и Ю.Н. Рерихи во время Центрально-
Азиатской экспедиции. 1927 – 1928

Экспедиция вышла из Индии (Сикким), затем прошла в Кашмир и Ладак, пересекла китайский Синьцзян и достигла в районе Тянь-Шаня советской границы. Оттуда трое ее членов: Е.И. Рерих, Н.К. Рерих и Ю.Н. Рерих отправились в Москву, где состоялись важные встречи. Из Москвы через Алтай и Бурятию экспедиция добралась до Монголии, пересекла ее и вошла в Тибет, имея целью посетить Лхасу. Перед Лхасой была остановлена тибетскими властями и провела около 5 месяцев в летних палатках на морозном заснеженном плато Чантанг. На Чантанге погиб караван, разбежались или умерли проводники. К весне пришло разрешение властей, и экспедиция двинулась дальше через Трансгималаи к Сиккиму.

«Принести помощь, ободрить, разъяснить, не жалея сил – на все готова Елена Ивановна… Часто остается лишь изумляться, откуда берутся силы, особенно же зная ее слабое сердце <…> На коне вместе с нами Елена Ивановна проехала всю Азию, замерзала и голодала в Тибете, но всегда первая подавала пример бодрости всему каравану. И чем больше была опасность, тем бодрее, готовнее и радостнее была она. У самой пульс был 140, но она все же пыталась лично участвовать и в устроении каравана, и в улажении всех путевых забот. Никто никогда не видел упадка духа или отчаяния, а ведь к тому бывало немало поводов самого различного характера», – писал Николай Константинович.
Наталия Рокотова (Е.И.Рерих), Основы Буддизма В 1926 году, во время пребывания в Монголии (Улан-Батор), выходит книга Елены Ивановны Рерих «Основы буддизма», в которой трактуются фундаментальные философские понятия Учения Будды, такие, как перевоплощение, закон кармы, Нирвана, а также его глубочайшая нравственная сторона, что опровергает основной стереотип западного мышления о том, что человек в буддизме есть ничтожное, забытое Богом существо.
В 1927 году там же, в Монголии, увидела свет одна из книг Учения Живой Этики «Община».
По возвращении из Центрально-Азиатской экспедиции в 1928 году семья Рерихов поселяется в древней живописной долине Кулу (Западные Гималаи).

Семья Рерихов (долина Кулу, Индия)

Семья Рерихов (долина Кулу, Индия)

С этого времени Елена Ивановна практически целиком посвящает себя работе над главным трудом своей жизни — серией книг философско-этического Учения Живой Этики, или Агни-Йоги, начатых ею еще в Лондоне 24 марта 1920 года. Процесс создания книг происходил под непосредственным руководством и в тесном сотрудничестве с группой анонимных философов, называвшихся, в силу своего духовного развития, Махатмами или Великими Душами, или Учителями.

         Учение Живой Этики (Агни Йога)

  • «Листы сада Мории». Париж, 1924 г.
  • «Листы сада М.» /…/, 1925 г.
  • «Община». Урга (Улан-Батор), 1926 г. (переиздана в новой версии в Риге, 1936 г.)
  • «Агни Йога». Париж, 1929 г.
  • «Беспредельность, 1 часть». Париж, 1930 г.
  • «Беспредельность, 2 часть». Париж, 1930 г.
  • «Иерархия». Париж, 1931 г.
  • «Сердце». Париж, 1932 г.
  • «Мир Огненный, 1 часть». Париж, 1933 г.
  • «Мир Огненный, 2 часть». Рига, 1934 г.
  • «Мир Огненный, 3 часть». Рига, 1935 г.
  • «Аум». Рига, 1936 г.
  • «Братство». Рига, 1937 г.
  • «Надземное». Дата завершения книги — 1938 г. Манускрипт из 955 параграфов, впервые издан только в начале 90-х годов.
Николай Рерих. Агни Йога. Диптих. Левая часть. 1928.

Николай Рерих. Агни Йога. Диптих. Левая часть. 1928.

Николай Рерих. Агни Йога. Диптих. Правая часть. 1928.

Николай Рерих. Агни Йога. Диптих. Правая часть. 1928.

Книги Живой Этики для многих стали настольными. Они выдвигают на первый план этические проблемы как важнейшее условие для дальнейшей духовно-культурной эволюции человечества и обращены, прежде всего, к земным, реальным условиям жизни каждого человека.
Их появление напрямую было связано с теми процессами, которые происходили в науке, культуре и духовной жизни первой половины ХХ столетия, в том числе с так называемым «научным взрывом», заложившим основы нового целостного подхода к изучению окружающей нас реальности. Многие выдающиеся умы того времени (русские ученые В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский, К.Э. Циолковский, а также философы-космисты И.А. Ильин, П.А. Флоренский и Н.А. Бердяев) утверждали, что судьба человечества неотделима от жизни Космоса и грядущая эпоха будет эпохой сотрудничества человека с иными мирами.
Основываясь на древнейших знаниях Востока и достижениях современной науки Запада, рассматривая человека как часть Космоса, Живая Этика раскрывает особенности космической эволюции человечества и создает новую систему ее познания. Особое место в ней занимают Законы Космоса. Этими Великими Законами определяется движение планет и рост природных структур, зарождение звезд, поведение человека и развитие Вселенной. Вне этих Законов в Космосе ничего не существует. Жизнь человека, историческая и социальная, обусловлена теми же космическими законами, и пока человечество не осознает этого, оно не сможет усовершенствовать свою жизнь, утверждалось в книгах Учения.
Космос предстает в Живой Этике как сложнейшая одухотворенная энергетическая структура, в которой человек играет важнейшую роль. В основе духовно-исторического развития человечества лежат такие основополагающие принципы, как нравственное совершенствование, неукоснительное соблюдение этических норм, понимание ключевой роли Культуры в развитии общества. Без знания и Культуры успешно построить будущее человечества невозможно.
Человек, согласно Учению Живой Этики, сам активно влияет на космические процессы. Важная роль в этом принадлежит сознанию, поскольку мысль — это энергия, способная насыщать пространство и воздействовать на окружающих. Таким образом, человек самым прямым образом ответственен за каждую мысль свою, за каждое слово и поступок, ибо от этого зависит не только его душевное и физическое здоровье, но и состояние всей планеты в целом.
Призывая людей жить в соответствии с космическими законами, книги «Живой Этики» открывают широкие возможности духовного преображения жизни, расширения сознания и обретения высоких нравственных ориентиров.

Рерих_ЕИ_(Ж.Сент-Илер)_-«Криптограммы Востока» (1929)

В 1929 году в Париже под псевдонимом Ж. Сент-Илер издается работа Е.И. Рерих «Криптограммы Востока». Эти «Криптограммы» (или апокрифы, то есть сочинения, не вошедшие в канонические писания) описывали легендарные и исторические события давно минувших дней и рассказывали о неизвестных сторонах жизни Великих Учителей человечества — Будды, Христа, Аполлония Тианского, Сергия Радонежского. Образу Хранителя и Заступника земли русской Елена Ивановна Рерих посвятит отдельную работу, в которой прекрасное знание истории и богословия соединится с глубокой любовью к подвижнику.


Особое место в наследии Е.И. Рерих занимают ее письма изучающим Живую Этику. Если Учение Живой Этики создавалось Еленой Ивановной в сотрудничестве с Учителями, то «Письма» являют блестящий образец ее индивидуального творчества. Она обладала удивительным даром просветителя. Не упрощая проблемы, Елена Ивановна могла сделать ее доступной даже для малоподготовленного человека. Простым и доступным языком она объясняла своим корреспондентам сложнейшие вопросы о месте человека в мироздании, о влиянии космических законов на человечество, о взаимосвязи духа и материи. Читая эти письма, поражаешься не только ее глубокому знанию древних философских систем, трудов восточных и европейских мыслителей, но и собственному широкому, ясному пониманию основ бытия. Поэтому «Письма» Е.И. Рерих являются необходимой и составной частью самой Живой Этики.Елена Ивановна отвечала людям различного уровня сознания, но неизменно в духе терпимости и доброжелательности. Для многих ее сердечное отношение было верной опорой в тяжелые минуты жизни. Двухтомник «Писем Елены Рерих» впервые вышел в Риге в 1940 году и с тех пор неоднократно переиздавался. В настоящее время издано полное собрание писем Елены Ивановны Рерих (тт. I – IX) из отдела рукописей Международного Центра Рерихов. В них публикуется часть никогда ранее не издававшейся переписки, которая позволяет совершенно по-новому оценить участие этой выдающейся женщины в движении Знамени Мира, связанном с Пактом Рериха. Можно с полной уверенностью говорить, что без Елены Ивановны Рерих принятие Пакта было бы невозможным. Именно она во время Маньчжурской экспедиции Н.К.Рериха (1934 — 1935 гг.) вела всю деловую переписку с международными культурно-просветительскими организациями и координировала их деятельность. Итогом ее подвижнического труда стало подписание 15 апреля 1935 года Пакта Рериха главами 21 страны, включая США.

Обложка и титульный лист первого издания «Чаши Востока»

Обложка и титульный лист первого издания «Чаши Востока»

Е.И. Рерих принадлежит перевод с английского «Тайной Доктрины» — выдающегося труда основательницы Теософского общества Елены Петровны Блаватской, а также избранных писем Махатм («Чаша Востока»), с которыми получил возможность ознакомиться русскоязычный читатель.

В январе 1948 г., вскоре после смерти мужа, Елена Ивановна вместе с Юрием Николаевичем Рерихом покидает долину Кулу и после пребывания в Дели и Кхандале поселяется в небольшом курортном городке Калимпонге на склонах Восточных Гималаев.
Е.И. Рерих всегда стремилась вернуться в Россию. Она многократно обращалась в Советское Посольство и к правительству с просьбой о возвращении на Родину, но в визе было отказано. Несмотря на все отказы, Елена Ивановна надеялась вернуться, довезти все собранные сокровища и хотя бы несколько лет поработать для Страны Лучшей — так она называла Россию. Мотив возвращения на Родину звучит во многих ее письмах последних лет, но это возвращение так и не состоялось. 5 октября 1955 года Елена Ивановна Рерих ушла из жизни.

С.Н. Рерих. Портрет Е.И. Рерих. 1937

С.Н. Рерих. Портрет Е.И. Рерих. 1937

Чем больше проходит времени и чем глубже мы проникаем в духовно-философское наследие выдающегося русского философа Елены Ивановны Рерих, тем ясней становится величие сделанного ею для эволюции планеты и человечества.