О критериях оценивания художественной ценности


О критериях оценивания художественной ценности
Жантаев А. С.

Аннотация: в данной статье рассматриваются критерии оценивания художественной ценности. Анализируются различные мнения по поводу критериев оценки произведений литературы и искусства. Ключевые слова: критерий, оценка, художественная ценность, вариации критериев, шедевр, пути определения шедевра.

При определении и оценивании художественной ценности необходимы определенные критерии. На основе этих критериев мы можем называть художественной ценностью то или иное произведение искусства. Ученые по этому поводу высказывают самые различные предположения. Нам предстоит проанализировать суждения разных авторов и прийти к конкретному знаменателю.

Кыргызский литературовед, доктор филологических наук К. И. Мамбеталиев, обратив взор в прошлое, считает: «В период советской власти произведения литературы и искусства оценивались на основе трех критериев — социалистическое содержание, национальная форма, интернациональный характер. При таком подходе традиции мировой классики становились объектом внимания с тем условием, что должны были содержать в себе прогрессивные начала, а сама прогрессивность определялась цензурой» [2, с. 3]. Нам кажется, что он не смог правильно обозначить критерии художественной ценности. Он просто подпал под влияние критиков, охаивающих все явления прошлой эпохи. Между тем, в советский период были сотворены многие художественные ценности, не потерявшие и поныне своей актуальности.

Обратимся к мнениям некоторых исследователей по поводу критериев художественной ценности. Ю. В. Мацкевич перечисляет следующие критерии художественной ценности:

1) техническая грамотность;

2) оригинальность;

3) общественная значимость;

4) образность [3, с. 13-16].

О. В. Волобуев и В. А. Песоцкий предлагают следующие критерии оценки качества литературных произведений:

1) исторический;

2) гносеологический;

3) логический;

4) мировоззренческий;

5) методологический;

6) идеологический;

7) морально-нравственный;

8) эстетический;

9) культурологический [1, с. 10-20].

Таким образом, имеются различные вариации критериев оценивания и определения художественной ценности.

Процесс чтения литературных произведений сопровождается психологическими действиями осмысления, понимания, оценивания читателя. Как видно, произведение непременно рассматривается в качестве художественной ценности. Чрезвычайно важные, значимые произведения называются шедевром. Это то же, что и художественная ценность.

Термин «шедевр» возник в Средневековье в цехах и мастерских французских ремесленников. Вначале он обозначал образцовую вещь, нужную ремесленнику для получения звания мастера. Впоследствии это название перешло в мир искусства и литературы и стало показателем самого высокого результата творческого труда, т. е. прекрасные литературные произведения стали называть шедеврами. Литературовед Б. С. Михайличенко считает: «Произведение — шедевр наделяется редким свойством, оно не теряется во времени, вырастает вместе с ним, открываясь для новых поколений читателей своими художественными глубинами, которых взгляд современников не охватывал» [4, с. 152]. Мы здесь встречаемся с действием оценивания. Поэтому нельзя сомневаться, что шедевр, как художественное произведение, обладает ценностным содержанием.

Самаркандский ученый Б. С. Михайличенко говорит о существовании пяти путей определения шедевра и описывает их:

• шедевр определяется оценкой традиционного литературоведения;

• шедевр определяется интуицией;

• шедевр определяют история и время;

• шедевр оценивает сам писатель;

• в открытии шедевра играют роль литературоведы и переводчики [4, с. 152-152]. Однако в литературоведении не существует однозначной оценки: произведения, высоко оцененные сегодня, с течением времени могут потерять первоначальную оценку; также не бывает точной оценка с опорой на интуицию, на хвалебные мнения народа; оценка самого писателя своего произведения вовсе не может быть объективной.

Вышеназванный ученый пишет и о критериях шедевра. По его мнению, они следующие:

1) смысловая многоярусность текста;

2) преобладание общечеловеческого пафоса от обыденного;

3) парадоксальность сюжетных мотивов и действие «химерической» системы событий;

4) наличие пророческого видения действительности;

5) незавершенность повествования;

6) эвристичность, необычность и др. [4, с. 153-154].

Разумеется, попытка литературоведа разработать критерии оценивания художественной ценности достойна похвалы. Однако его мысль о том, что если художественный текст отвечает этим требованиям, то он становится истинной художественной ценностью, вызывает сомнения.

Литературоведение должно определять конкретные признаки, критерии шедевра, так как начинающие исследователи должны знать, что представляет собой художественная ценность, как её отличить от поверхностных опусов. К сожалению, как видно из вышеизложенного, не существует единой точки зрения по определению критериев художественной ценности. Это обстоятельство создает некоторые трудности при исследовании фактов литературы на предмет определения их художественной ценности.

Таким образом, определение художественной ценности рассматривается с опорой на различные критерии. Обобщая, можно предложить следующие критерии оценивания художественной ценности, определения их качественных характеристик:

• образность в художественном произведении;

• идейность художественного произведения;

• гармоничность формы и содержания художественного произведения;

• эстетичность художественного произведения;

• талантливость автора;

• новаторство автора;

• языковой критерий или язык художественного произведения;

• стилевой критерий или стиль художественного произведения;

• историзм художественного произведения.

Все эти критерии в совокупности помогут в оценивании художественной ценности литературного произведения. Опираясь на эти критерии, мы можем более обоснованно определить художественные ценности кыргызской профессиональной литературы ХХ века.

Литература
1. Волобуев О. В., Песоцкий В. А. Проблема оценки качества произведения художественной литературы (социально-философский аспект) // Вестник МГОУ. Серия «Философские науки». № 1 / 2013. С. 10-20.
2. Мамбеталиев К И. Сатира и юмор в кыргызской литературе (генезис понятия и эволюция качества): Автореф. дисс. … докт. фил. наук. Б.: Бийиктик, 2012. 50 с.
3. Мацкевич Ю. В. Определение понятия «произведение искусства» и обозначение критериев его оценки // Искусство и культура, 2012. № 3 (7). С. 13-16.
4. Михайличенко Б. С. Проблемы литературоведения: теория литературы. Монография. Самарканд: СамГУ, 2009. 182 с.

Жантаев Адилбек Суйундукович
— кандидат филологических наук,
и. о. профессора, кафедра кыргызского языка и литературы, Нарынский государственный университет им. С. Нааматова, г. Нарын, Кыргызская Республика

Источник: Журнал Наука, техника и образование, 2016

Жантаев Адилбек Суйундукович. О критериях оценивания художественной ценности (скачать в pdf)